ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени они прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом уровнем развития научно-технического прогресса, появлением более совершенных средств обработки информации.

В данной курсовой работе разрабатываются информационная система общеобразовательной средней школы для задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

Актуальность данной работы связана с развитием научно-технического прогресса, который требует применения инновационных компьютерных технологий. Современный научно-технический прогресс немыслим без широкого внедрения и использования вычислительной техники во всех сферах жизни.

Сегодня на основе средств вычислительной техники разрабатываются и внедряются различные автоматизированные информационные системы. Успех в выполнении этих систем во многом зависит от специалистов по системотехнике, которые знают методику анализа и проектирования этих систем, возможности вычислительной техники и обладающих математическими методами, которые используются при постановке и решении задач.

Поэтому целью работы является разработка автоматизированной информационной системы «Общеобразовательная средняя школа» для решения задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

1​ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРОЕКТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В качестве объекта автоматизации рассматривается Харьковская общеобразовательная школа I – III ступени № 131.

По принципу построения и функционирования данная организация является формальной, по принципу принадлежности к форме собственности – государственная, по принадлежности к организационно-правовым формам – общество с ограниченной ответственностью. Вид деятельности – некоммерческая, принадлежит образовательной отрасли, по масштабам деятельности можно отнести к национальной.

Школа специализируется на качественном обучении, а также формирование личности ученика, развитии его способностей. В школе насчитывается 350 учеников и 47 педагогических работников.
Основанная в 1936 году после Постановления ЦК ВКП(б) «Об обязательном семилетнем образовании». За время своего существования выпустила свыше 4 тыс. учеников, среди которых известные ученые, актеры, спортсмены, политические деятели. Во времена фашистской оккупации в помещении школы находилась полиция. Занятия в школе возобновились сразу же после освобождения г. Харькова — 23.08.43г. Летом в 1944 г. ученики и учителя, объединившись в рабочие бригады, ремонтировали школу, делали парты. Несколько учеников были награждены за свой труд поездкой в Артек. В 40–50-х г.г. это была школа только для мальчиков. В 60-ые годы школа одной из первых перешла на кабинетную систему учебы. Были созданы прекрасные кабинеты физики, химии, биологии, английского языка, литературы. Приборы, которыми пользовались ученики во время уроков, были созданы на занятиях физического кружка.

Миссия школы состоит в предоставлении качественных услуг в сфере образования, развития потенциала учеников, поддержку уже достигнутого уровня, а так же прививания культуры и общих знаний.

Формы некоторых документов, которые используются в работе общеобразовательной средней школы представлены в приложении А «Альбом документов».

Возглавляет школу директор, которому подчиняются 6 отделов.

Схема организационной структуры Харьковской общеобразовательной школы I – III ступени № 131 представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Схема организационной структуры Харьковской общеобразовательной школы I – III ступени № 131.

Описание организационной структуры, функции и назначение служб представлено в документе «Отчет о проведении работ на предпроектной стадии «Формирование требований» при разработке задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы» (Приложение Б). В этом документе представлены результаты обследования, касающиеся более детальной характеристики общеобразовательной средней школы и результатов его функционирования, а также описано современное состояние информационной системы общеобразовательной средней школы и обоснование необходимости ее совершенствования, описаны цель, критерии и ограничения создания информационной системы, функции и задачи автоматизированной системы.

2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Действующая информационная система при процессе учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы использует устаревшие методы обработки и хранения информации, которые нужно было заменить на современные, путем автоматизации функций пользователя, т.е. нужно автоматизировать рабочее место учителя, который занимается учетом и контролем текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы. Таким образом, в новой ИС (информационной системы) нужно выдвинуть ряд требований:

оборудование, на котором установлена ​​ИС, должно быть обеспечено источником бесперебойного электропитания, во избежание некорректного завершения работы;

при перебоях электропитания должно происходить автоматическое завершение работы ИС без потери данных;

конструкция, структура, комплектация АРМ и пользовательский интерфейс должны обеспечивать максимальное удобство эксплуатации системы.

Кроме того, ИС должна создаваться и функционировать на основе:

действующих государственных законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы;

установленных правил формирования входящих, исходящих и внутренних документов;

положений о должностных обязанностях работников учреждения.

3 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

Информационная система «Общеобразовательная средняя школа» состоит из таких подсистем:

 подсистема учета материального снабжения (ПУМС);

— подсистема бухгалтерского учета (ПБУ);

 подсистемы контроля успеваемости учеников (ПКУУ);

— подсистемы управления кадрами (ПУК).

Схема функциональной структуры информационной системы общеобразовательной средней школы и схема функциональной структуры подсистемы «Контроль успеваемости» представлены в документе «Отчет о проведенных работах на предпроектной стадии «Формирование требований» при разработке задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы» (Приложение Б).

Задача учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы решается учителем в подсистеме «Контроль успеваемости». Данная задача предназначена для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации, касающейся успеваемости учеников школы.

Информация пользователю передается в виде документов, которая касается текущей успеваемости учеников. Все оценки учеников по дисциплинам заносятся в базу данных.

В результате, информацию из базы данных можно использовать в виде запросов для оформления других документов или отчетов. Также при необходимости можно редактировать данные.

4 ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ

4.1 Схема обеспечиваемой части информационной системы общеобразовательной средней школы

В состав информационной системы общеобразовательной средней школы входят:

информационное обеспечение;

математическое обеспечение;

лингвистическое обеспечение;

программное обеспечение;

техническое обеспечение.

Схема обеспечиваемой части информационной системы детского дома представлена ​​на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 Схема обеспечиваемой части информационной системы общеобразовательной средней школы

Информационное обеспечение — это информация, необходимая для управления процессом учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы, содержащейся в базе данных информационной системы «Общеобразовательная средняя школа». Информационное обеспечение ИС «Общеобразовательная средняя школа» включает два комплекса: внемашинное информационное обеспечение (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы) и внутримашинное информационное обеспечение (экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структуры информационной базы: входных, исходных файлов базы данных).

Математическое обеспечение представляет собой схему работы элемента функционирования системы.

Организационное обеспечение представляется в виде установки к пользователю.

Программное обеспечение состоит из общесистемного программного обеспечения, и специального программного обеспечения, разрабатываемого в рамках работ по созданию ИС.

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, необходимых для автоматизированного рабочего места пользователя задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

Требования к каждому из обеспечений представлены в документе «Техническое задание на разработку задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы» (Приложение В).

4.2 Разработка элементов информационного обеспечения информационной системы общеобразовательной средней школы

Информационное обеспечение состоит из базы данных, в которой хранится вся информация об учениках, а также из файлов, в которых хранятся документы, которые сканируются. База данных должна храниться в реляционной СУБД. База данных располагается на жестком диске сервера баз данных.

Ввод информации в базу данных системы и формирования файлов сканированными документами осуществляется с помощью программного обеспечения.

Для того, чтобы информацию об учениках ввести в базу данных необходима логическая модель данных. Для ее построения необходимо выделить сущности и их атрибуты.

Можно выделить такие сущности: «Ученик», «Учитель», «Дисциплина», «Список текущих оценок», «Табель».

Каждая сущность имеет свои атрибуты.

Сущность «Ученик»;

— ID_ученика (первичный ключ);

— ФИО ученика;

— Дата рождения;

— Адрес;

— Класс.

Сущность «Учитель»;

— ID_учителя (первичный ключ);

— ФИО учителя;

— Кафедра;

— Название дисциплины.

Сущность «Дисциплина»;

— ID_дисциплины (первичный ключ);

— Кафедра;

— Количество дисциплин;

— Названия дисциплин;

-ФИО учителя.

Сущность «Список текущих оценок»;

— ID_списка (первичный ключ);

— ФИО учителя;

— ФИО ученика;

— Название дисциплины.

Сущность «Табель»;

— ID_табеля (первичный ключ);

— ФИО ученика;

— Класс;

— Названия дисциплин;

— Итоговые оценки.

На рисунке 4.2 представлено схему логической модели БД процесса учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

Рисунок 4.2 – Схема логической модели БД процесса учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

Перечень и описание исходящих и входящих сообщений, описание структурных единиц информации входящих и исходящих сообщений представлены в документе «Описание постановки задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы. подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы » (Приложение Г).

4.3 Разработка алгоритма функционирования задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы

Автоматизация ИС привела к изменениям в работе пользователя при ведении задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся. Теперь пользователь вместо ручного заполнения документов и отчетов применяет современные информационные технологии, используемые в рамках ИС.

Информация для создания алгоритма задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся выбирается из документа «Описание постановки задачи». На данном этапе работы будет проводиться алгоритмизация заполнения ведомостей пользователем системы относительно выполненных работ. Инициатором этого процесса является пользователь, функциональную задачу которого описывает алгоритм.

Для того чтобы начать работу пользователю необходимо авторизоваться. Для этого необходимо ввести уникальный логин и пароль. Этот процесс необходим для того, чтобы обеспечить базу данных от несанкционированного проникновения. А уже затем пользователь выбирает нужную ему функцию для работы с данными.

В результате данные о выполненных работах можно вывести на дисплей компьютера или распечатать как бумажный документ.

Алгоритм работы пользователя в процессе задачи учета и контроля текущей

успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы представлен на рисунке 4.3

Рисунок 4.3 – Схема алгоритма работы пользователя в процессе задачи учета

и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы

4.4 Разработка элементов программного обеспечения информационной системы общеобразовательной средней школы

Информационная система, которая разрабатывается, предназначена для автоматизации рабочего места учителя — пользователя задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы. Данная задача предназначена для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации, касающейся текущей успеваемости учеников. Поэтому программное обеспечение разрабатывается для автоматизированного рабочего места пользователя. Программное обеспечение состоит из общесистемного программного обеспечения, и специального программного обеспечения, разрабатываемого в рамках работ по созданию ИС для задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

Перечень программных средств:

операционная система Microsoft Windows XP или MicrosoftWindows7;

антивирусная программа;

пакет приложений Microsoft Office 2007;

СУБД MYSQL.

Квалификация пользователя системы должна быть не ниже пользователя ПК, что позволит эксплуатировать ИС.

БД, которая разрабатывается, предназначена для хранения информации о текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы и для дальнейшего ее использования в необходимых целях.

Прежде, чем информационная система общеобразовательной средней школы сможет корректно работать, необходимо подготовить данные и заполнить базу данных.

Каждой единице информации должны соответствовать специальные формы для ввода данных в базу данных. Все данные должны вводиться только в определенном формате.

Базу данных можно заполнять несколькими способами:

с помощью программного обеспечения для пользователя;

с помощью команд СУБД.

Программное обеспечение для пользователя базы данных должно использоваться для заполнения базы данных. Для добавления, удаления и изменения данных можно использовать команды СУБД.

После того, как пользователь ввел всю необходимую информацию, он может добавлять, удалять или изменять данные при необходимости.
Нужно создавать полную резервную копию с помощью средств СУБД или копированием файлов базы данных. При возникновении сбоя в работе сервера баз данных в связи с информацией, хранящейся в базе данных нужно воспользоваться копией базы данных для восстановления информации.

4.5 Схема автоматизированного рабочего места (АРМ) пользователя задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы

В данной курсовой работе автоматизируется рабочее место учителя, который решает задачу учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы.

Основной целью создания АРМ пользователя является повышение качества выполняемых работ на основе автоматизации выполняемых функций, реализация элементов безбумажной технологии при его ведении, оперативное формирование в базе данных информации об учениках, а так же их успеваемости.

Целесообразность автоматизации рабочего места заключается в удобстве при использовании электронного журнала. Учитель тратит меньше времени на ввод оценок, чем при ручном заполнении.

Рабочее место учителя должно соответствовать некоторым параметрам:

— удобство в использовании;

— автоматизированное (по мере возможности);

— переход от одного вида работы к другому.

Автоматизация рабочего места пользователя привела к изменениям в комплексе технических средств.

Схема АРМ пользователя задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы представлена на рисунке 4.5

1 – стол

2 – стул

3 – системный блок

4 – компьютер

5 – клавиатура и мышь

6 – принтер

7 – лоток для бумаги

8 – окно

Рисунок 4.5 – Схема АРМ пользователя задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы

Автоматизированное рабочее место пользователя — это рабочее место, которое оснащено вычислительной техникой и другими инструментальными приборами, обеспечивающих автоматизацию процесса введения оценок в журнал. К инструментальным средствам относятся: ​​техническое, информационное, математическое, программное, лингвистическое обеспечение.

Для полноценной работы пользователя должны использоваться такие технические средства: персональный компьютер (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), принтер.

Источник света необходим, чтобы обеспечивать освещение рабочего места. Он находится на потолке комнаты. Принтер необходим для распечатывания необходимых документов. Персональный компьютер позволит сотруднику выполнять свои должностные обязанности с наибольшей эффективностью.

Характеристики: процессор не ниже Pentium-III-800EB, 128 Мб оперативной памяти, монитор 15-17 дюймов, винчестер емкостью 40-80Гб.

ВЫВОД

В данной курсовой работе была разработана информационная система Харьковской общеобразовательной средней школы I-III ступеней №131 для задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы. При формировании требований к системе была обследована действующая неавтоматизированная информационная система общеобразовательной средней школы и ее недостатки, обоснована необходимость автоматизации действующей системы, определены цели, критерии, ограничения, функции и задачи разработанной информационной системы.

В ходе выполнения работы были разработаны следующие проектные документы: «Отчет о проведении работ на предпроектной стадии «формирование требований» при разработке задачи учета и контроля текущей посещаемости учащихся общеобразовательной средней школы подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы», «Техническое задание на разработку задачи учета и контроля текущей успеваемости учащихся общеобразовательной средней школы подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы», «Описание постановки задачи учета и контроля текущей посещаемости учащихся общеобразовательной средней школы подсистемы «Контроль успеваемости» информационной системы общеобразовательной средней школы». Данные документы представлены в приложениях к пояснительной записке.

В качестве разработки проектных решений представлена ​​схема обеспечиваемой части ИС, разработаны элементы информационного и программного обеспечения, разработан алгоритм функционирования системы, а также обоснованный выбор комплекса технических средств.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1.​ Сайт Харьковской общеобразовательной средней школы № 131: портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://sch131.at.ua/, свободный

2.​ Каталог рефератов [Электронный ресурс] / / — Режим доступа:

http://allbest.ru/, свободный.

3.​ Портал знаний [Электронный ресурс] / / СУБД MYSQL. — Режим доступа:

http://www.znannya.org/?view=PHP_SUBD_mysql, свободный.

4.​ Портал образование [Электронный ресурс] / / Должностные инструкции учителя. — Режим доступа:

http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=01102007211209, свободный