1.Ниже перечислен ряд потребностей в соответствии с классификацией А. Маслоу. Вычеркните лишнее:

1)физиологические потребности;

2)потребность в безопасности;

3)потребности в принадлежности и социальные потребности;

4)потребности в уважении и статусе;

5)потребности самоактуализации и самовыражения;

6)потребности ожидания.

2.К слагаемым трудовой мотивации относятся перечисленные элементы. Вычеркните лишнее:

1)потребности;

2)ценностные ориентации;

3)мотивы;

4)стимулы;

5)ориентация на досуг.

3.Мотивация трудового поведения означает:

1)удовлетворение интересов человека в труде;

2)проявление внутренней структуры личности;

3)удовлетворение потребностей;

4)все вышеперечисленное верно;

5)все вышеперечисленное неверно.

4.Что является, согласно концепции Ф. Герцберга, факторами, мотивирующими трудовую деятельность?

1)условия труда;

2)содержание труда;

3)характер труда;

4)организация труда.

5.Неформальная организация – это:

1)объединение людей в рамках производственной организации по интересам;

2)скрытая структура формальной организации;

3)не оформленная определенными документами часть производственной организации.

6.Конфликт в системе трудовых отношений – это:

1)отсутствие согласия между двумя и более сторонами;

2)любые виды борьбы между индивидами или социальными группами;

3)соревнование;

4)следствие плохого управления.

7.Основными стилями руководства являются:

1)принципиальный;

2)демократический;

3)авторитарный;

4)нейтральный.

8.Главными направлениями социологических исследований в сфере труда являются:

1)совершенствование управления производственными отношениями;

2)исследование трудовой мотивации;

3)исследование внутриколлективных отношений;

4)повышение уровня стабильности производственных коллективов.

9.Начальным этапом подготовки социологического исследования является:

1)сбор социологической информации;

2)выдвижение рабочих гипотез;

3)формулировка проблемы;

4)определение объекта исследования.

10.Какой метод сбора информации в социологии труда является главным?

1)опрос;

2)анализ документов;

3)наблюдение;

4)эксперимент;

5)все вышеназванное верно, все зависит от целей исследования.

11.Что такое «формирование организационной культуры»? Выделите основное.

1)подбор персонала;

2)ориентация новых сотрудников на корпоративные ценности;

3)зависит от руководителей высшего звена;

4)ритуалы, различные символы, номинации лучших сотрудников;

5)корпоративные праздники;

6)взаимоотношения с клиентами;

7)заработная плата сотрудников.

12.Что такое «культура личности»? Выберите правильный ответ.

1)основой авторитета и влияния личности в организации являются знания, опыт, способности сотрудника;

2)основу культуры составляют власть, контроль, мобильность личности.

13.Каковы основные функции организационной культуры?

1)обеспечение стабильности организации;

2)обеспечение единства и общности всех членов организации:

3)обеспечение вовлеченности всех членов организации в ее общее дело;

4)поощрение стремления людей к соперничеству и конкуренции как внутри организации, так и вне ее.

14.Трудовое поведение бывает следующих видов (укажите правильные ответы):

1)индивидуальное, коллективное;

2)исполнительское, управленческое;

3)нормативное, отклоняющееся от нормативов;

4)ценностное, ситуативное;

5)установленное в официальных документах, неустановленное;

6)наличное, социальное.

15.Укажите правильный ответ. Деструктивные формы трудового поведения – это:

1)противоправное поведение;

2)административно-управленческое, превышающее права и полномочия;

3)дисфункциональное, профессиональная некомпетентность;

4)девиантное, связанное с реализацией асоциальных привычек и склонностей;

5)все ответы верны.

16.Вычеркните лишнее. Основными представителями исследований в области мотивации труда являются:

1)А. Маслоу;

2)Ф. Герцберг;

3)Ф. Тейлор:

4)В. Врум;

5)М. Вебер.

17.Спецификой социологического анализа трудовой деятельности является:

1)подбор и расстановка кадров;

2)повышение экономической эффективности труда;

3)соотношение затрат труда и его результатов;

4)роль человеческого фактора в процессе труда.

18.Вычеркните лишнее. Основными представителями немецкой школы социологии труда являются:

1)А. Маслоу;

2)Ф. Герцберг;

3)К. Маркс;

4)М. Вебер;

5)Э. Дюркгейм.

19.Вычеркните лишнее. «Удовлетворенность трудом» означает:

1)оценку работником содержания труда;

2)удовлетворенность материальным вознаграждением за труд;

3)чувство внутренней согласованности между потребностями личности и степенью их реализации;

4)психологическая несовместимость работников в труде.

20.Удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индикаторов. Вычеркните лишнее.

1)хорошие отношения в коллективе;

2)разнообразная работа;

3)высокий заработок;

4)работа дает возможность повышать квалификацию;

5)равномерное обеспечение работой;

6)хорошая организация труда;

7)первичная профессиональная подготовка.

21.Вычеркните лишнее. Обогащение труда включает в себя:

1)расширение зон обслуживания;

2)перемену рабочих мест;

3)гибкий график рабочего времени;

4)расширение должностных обязанностей;

5)комнаты психологической разгрузки.

22.Вычеркните лишнее. Сущность трудовой адаптации заключается:

1)во взаимном приспособлении человека и окружающей трудовой среды;

2)в овладении умениями, навыками, развитии личностных качеств, требуемых новым рабочим местом;

3)в освоении психофизиологических и санитарно-гигие​нических условий труда;

4)во включении работника в систему взаимоотношений коллектива, освоении традиций, норм, правил и других элементов субкультуры;

5)в субъективной оценке мотивов других работников.

23.Описание профессии и специальностей с учетом требований, предъявляемых к человеку, и оптимальных условий организации труда называется:

1)профессиограммой;

2)психограммой;

3)анкетой;

4)должностной инструкцией.

24.Проанализируйте приведенные ниже положения. Выберите правильный ответ.

1)«Особенности проведения досуга тесно взаимосвязаны, коррелируют с трудовой деятельностью, осуществляемой работником»;

2)«Досуг никоим образом не влияет на трудовую деятельность человека».

25.Что такое «забастовка»? Выберите правильный ответ.

1)одна из наиболее резких форм проявления конфликта в сфере общественного производства;

2)групповое, организованное, гласное и целенаправленное воздействие на производственный процесс путем временного отказа социального субъекта от участия в регламентированной трудовой деятельности с целью удовлетворения выдвинутых требований, саботаж.

26.Сплоченность коллектива:

1)улучшает производственные показатели;

2)не влияет на производственные показатели;

3)ухудшает производственные показатели;

4)может улучшать, а может ухудшать.

27.Автор концепции «организация – бюрократия»:

1)М. Вебер;

2)К. Маркс;

3)Ф. Герцберг;

4)Дж. Маршалл.

28.Известный немецкий социолог:

1)М.Вебер;

2)О. Конт;

3)Ф. Герцберг;

4)Дж. Маршалл.

29.Инновация – это:

1)получение и распространение новых результатов деятельности;

2)рационализаторская деятельность;

3)изобретательская деятельность;

4)разрешение противоречия между обществом и личностью.

30.Участие руководства, персонала организации и специалистов в проведении изменений предусматривает стратегия:

1)специалиста;

2)совместной деятельности;

3)обучения;

4)лояльности и преданности.

31.Не имеет значения для эффективной деятельности группы:

1)цель группы;

2)поиск приемов и средств;

3)технология производства;

4)групповые обсуждения.

32.Организации, которые готовы к любым изменениям внешних факторов, – это организационные системы:

1)открытые;

2)замкнутые;

3)закрытые;

4)внешние.

33.Оценочные суждения группы, коллектива о каком-либо событии, факте, явлении, в котором отражается отношение к данной информации большинства членов коллектива, – это:

1)коллективные традиции;

2)общественное мнение;

3)коллективное настроение;

4)общественная мораль.

34.«Организация – внешняя среда», «подразделение – подразделение», «индивид – организация» в организации характеризуют уровни:

1)организационной культуры;

2)принятия решений;

3)взаимодействия;

4)делегирования полномочий.